Дизайн стандартных контроллов в Windows 11

Я, как и многие, всегда с недоверием относился к Microsoft, их дизайнерским потугам и новым версиям Windows. С раннего детства я сидел на 2000/XP, недолюбливал Vista (хотя со временем проникся ею и до сих пор считаю хорошей и понапрасну обруганой), не сразу обновлялся до 7. В основном переходы на новые ОС происходили только при обновлении железа.


Очень скептически смотрел на квадратную, плоскую восьмерку без кнопки пуска и прозрачности в интерфейсе, громоздкие плитки, Metro приложения и меню Пуск на весь экран. Но ко всему привыкаешь со временем.


Замечу, что никогда не устанавливал (и всячески осуждаю использование) всяких твиков по типу «StartIsBack» или «Classic Shell». Старался идти в ногу со временем, не засиживаться в болоте (по многу лет на старой ОС) и использовать максимально `Ванильные` системы. Только дважды я отступил от своих принципов насчет твиков, об этом в оффтопе:


Так же как я, в роли пользователя, учился жить с новым UI, Майкрософт не стояли на месте и, понимая свои ошибки, пытались их исправить (Windows 8.1, например, я к ней очень притёрся и в последствии долго не хотел апгрейдиться до десятки, дотянул до момента, когда бесплатного обновления уже не было).

И с каждой версией Windows менялся и опыт использования, внешний вид в мелочах. Даже программы созданные во времена Windows 2000, преображались и выглядели иначе в новых версиях Windows, благодаря тому, что Майки обновляли стиль стандартных контролов Windows. 11 в этом удивила больше всего. Они перерисовали множество иконок, обновили стадартные элементы управления, многие детали системы преобразились и это не могло не привлечь внимание с первого же запуска (Та сборка Windows 11, которую слили в начале Июня 2021 года). Но не обошлось и без огроменной ложки дёгтя.

Хоть Microsoft и пытаются всячески избавиться от наследия прежних систем, например убирая из системы различные старые меню и программы, заменяя их современными и обновленными, объединяя разрозненные утилиты под одной «крышей» — не всегда это удобно, быстро и легко так, как было прежде. Для примера Аудио Микшер:

Загружается он моментально, пространства на экране много не отжирает, работает как часы.

А вот новый:

Это часть приложения настроек, которое довольно громоздкое, хоть и вполне красивое, но загружается не быстро и на деле не так удобно (особенно подобный подход я не оценил, когда они в windows 8-10 эксперементировали с новым меню настроек, где было гигантское количество бесполезного пространства и минимум полезной информации, и где в панели управления на всё хватала одной страницы — в новых настройках уставал скроллить в попытках добраться до нужной кнопки, надеюсь над этим они продолжат работать, пока всё выглядит намного лучше в Windows 11).

Тоже касаеся и многих других деталей. И хоть они и стараются создать «целостный опыт» работы с системой, не всегда это удобно и не всегда работает. В шапке поста хороший пример из Реддита, где собрана Каша из разных дизайнов, которые до сих пор сосуществуют и вылазят то тут то там.


/* Вообще, я хотел просто побомбить на тему стиля WPF контролов в Windows 11, но решил сделать некоторое вступление и меня понесло в дебри. */


Но больше всего раздражает на данный момент одна деталь..

Майкрософт обновили стандартные контролы Windows, не все, но многие стали выглядеть заметно приятней.

Для примера накидаем форму (C# WinForms) с набором контролов и поглядим, как бы она выглядела на разных версиях Windows:

Как мы видим, одна и та же программа может выглядеть частью системы, даже спустя много лет, и это замечательно, но какой-то парадокс происходит с WPF контролами:

С каждой версией системы, элементы управления WPF менялись таким же образом как и контролы форм, но с Windows 11 этого не произошло, хотя все инструменты и возможности для этого у разработчиков из Редмонда имеются.

Для демонстрации так-же накидаем по быстрому окно с рядом контролов WPF:

Так же как и в предыдущем примере, меняется облик приложения в XP, 7, 10, но не 11.

Просто очень надеюсь, что Microsoft это исправят в будущем. Не хотелось бы возвращаться к старым исходникам и использовать сторонние инструменты для придания приложениям более свежего вида. Официально по документации, на данный момент майкрософт предлагает переходить на UWP и использовать WinUI 2.6(!), чтобы на Windows 11 работали обновленные контролы. Но нормального механизма миграции нет, да и это совсем бред учитывая, что уже разрабатывается WinUI 3 (Project Reunion), и поддержки UWP в этом фреймворке не заявлено (а значит зачем вообще UWP вообще нужен сейчас, за исключением некоторых случаев), да и не забываем, что все возможности для обновления внешнего вида контролов и опыт в этом у них имеется.


Вообще, что касаемо UWP как концепции и идеологии, всё бы ничего, но желание унифицировать внешний вид приложений попортило им кровь, как по мне, негативно сказалось на уникальности и индивидуальности внешнего вида многих приложений (с ужасом обратил на это внимание, поглядев на то, что есть в Microsoft Store), но надо вновь признать, что они умеют принимать и разумные решения, и в обновленном Microsoft Store который появится в Windows 11 можно будет публиковать и обычные Win32 приложения (надеюсь суровых требований к их оформлению не будет, имею ввиду проталкивание своих фреймворков), и это замечательно.

Думаю, что ближе к релизу Одиннадцатой будет ясно, как они поступят с темой затронутой в этом посте, и я дополню пост, если будет чем.


UPD: Релиз состоялся, а Microsoft так и не стала этим заниматься. Это печально. Если кому-нибудь понадобится решение для создания приятных UI для .NET Framework и Windows 10/11 — FluentWPF. Он конечно не идеален и до сих пор пилится, но выглядит опрятно и кастомизируется.



Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.